Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Функциональная грамотность

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ – грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.


Функциональная грамотность  – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.


О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Нормативно-правовые документы федерального уровня

 Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176-04 О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности 

 

Нормативно-правовые документы регионального уровня

Институт Развития Образования Краснодарского края 

Краснодарский научно-методический центр

План мероприятий МАОУ МО Динской район СОШ №39 имени Н.П.Жугана "Формирование функциональной грамотности школьников" на 2023-2024 учебный год

Статья Миникеевой Ж.В., Максютовой С.Ф. "Формирование функциональной грамотности обучающихся как условие повышения качества образования"

 Памятка для родителей по формированию функциональной грамотности

 


ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности обучающихся 5,7 классов

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» 

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 

Группа компаний «Просвещение»

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотностиlдля учащихся 1-9 классов 

https://media.prosv.ru/fg/ 

"Российская электронная школа"

Банк заданий по функциональной грамотности 

https://fg.resh.edu.ru/ 

ФГБУ «Федеральный институт оценки качество образования»

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf 

Акция по киберграмотности "Не говори"